![Операция «Искра».](/netcat_files/generated/115/170/760x570/525/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=293de96fa5b4bfdac7a710e17d059115&resize_mode=0&wm_m=0)
12 января 1943 года после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
18 января 1943 года в 9:30 на восточной окраине Рабочего посёлка №1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда.
В результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяжённостью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём.
Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года.